На главную страницу |
Форум |
Гостевая книга |
Фотогалерея |
|
|
Материал нашел и прислал Мин Кау. "Убивайте всех, Господь своих узнает".
"Убивайте всех"!.. Одна из тех загадок, что преследуют меня с детства. С того самого лета, как нам выдали учебники на следующий, шестой, класс. Как обычно, я взахлеб прочитала учебник истории - в том году это была история европейского средневековья. Советская педагогическая мысль обогатила мое воображение информацией о том, как варвары с грохотом опрокинули Римскую империю, поотбивали носы у памятников искусства, построили феодальную лестницу, учредили инквизицию и предались религиозному фанатизму. Свет в вечной ночи зажег только Данте, предвещая эпоху Возрождения. В конце концов, мне надоело ломать голову над отвлеченными понятиями, и я решила написать о Монфоре роман. Другого способа понять этого человека у меня не было.
Тема "Завоевание Лангедока северянами-крестоносцами" имеет давнюю и весьма прочную романтическую традицию. Поначалу я собиралась следовать именно этой традиции.
Схема рисовалась следующим образом. Вторая тема, связанная с образом бель Лангедока, колыбели искусства и гуманизма, - вольнодумство. Где мысль парит, там она парит вольно, тут и говорить не о чем. Граф Раймон одинаково сильно любит всех своих подданных. Он отказывается преследовать тех, кого мракобесы-католики называют "еретиками". При нем свободно дышат все, в том числе и последователи катарской веры (у нас их чаще называют альбигойцами, по центру распространения их религии - городу Альби). Мировоззрение катаров в нашей литературе лучше всего показано в романе "Мастер и Маргарита". Собственно, вся идеология этого произведения - катарская. Бог на земле бессилен, а дьявол - всесилен. Дьявол в воплощенном мире действует как добрый бог для людей. Бог вынужден - если речь идет именно о материальном мире, в данном случае, о судьбе мастера - действовать через дьявола: "Он прочитал сочинение мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем". Несокрушимая аргументация Воланда в диалоге с Левием Матвеем - это катарская аргументация. "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей... Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп".
Конечно, Левий Матвей глуп. Он даже не берется возражать, зная, что задача не по силам: "Я не буду с тобой спорить, старый софист". Левий Матвей у Булгакова подан также с точки зрения катара: это ученик, искажающий Учение. Невежда. Католики, по представлениям катаров, извратили веру.
Итак, перед нами - прекрасный Лангедок. Лакомый кус для северных волков. Прельствившись на богатства и прокиснув от зависти, они двинулись завоевывать южные земли. Поход возглавил религиозный фанатик, старый крестоносец, безжалостный, свирепый Симон де Монфор. Монфор опустошил страну, захватил Тулузу. За ним следом шла инквизиция, чтобы уничтожить искусство. Характерно звучит высказывание Жоффруа де Пейрака ("Анжелика"), обращенное к архиепископу: "Вот достойный наследник кюре Фулька из Нейи, правой руки ужасного Симона де Монфора, который сжигал на кострах альбигойцев и испепелил утонченную цивилизацию Аквитании! До сих пор еще, четыре века спустя, Лангедок оплакивает уничтоженные сокровища и содрогается от ужаса, когда слышит рассказы о его зверствах". Имея столь удобную и чрезвычайно выгодную в романтическом отношении схему, я принялась читать собственно о Монфоре... |
поделитесь этим в Форуме, Гостевой книге или напишите нам. |