На главную страницу

Форум

Гостевая книга

Фотогалерея

E-mail


СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РИТУАЛ

Автор - М.Ю. Пахалов («Микко»)

В первой половине VIII века франкский майордом Карл Мартелл провел реформу, которая положила начало феодальным отношениям. Мартелл начал раздавать землю в качестве бенефициев (пожалований), за которые обязывал бенефициариев являться на военную службу по первому зову короля. Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король делался сеньором («старшим»), бенефициарий («облагодетельствованный») становился вассалом (от гэльского «gwas» - человек). При получении земли вассал клялся в верности сеньору, положа руку на Библию или святые мощи. Если он отказывался совершить обряд, он отвергал сеньора и, вследствие этого, терял свое право на феод.

Этот обряд, весьма торжественный, назвали оммажем (от латинского «homo» - человек): таким образом, одно лицо становилось «человеком» другого. Именно в Средние Века возникло выражение «мои люди», в отличие от античного «мои рабы». Церемония передачи феода в пользование от сеньора – новому вассалу именовалась инвеститурой и сопровождалась символическим вручением вассалу некого предмета (посоха, кольца, знамени или горсти земли). Как правило, вассал, получая инвеституру, также дарит сеньору подарок, установленный обычаем: это мог быть боевой конь, копье или денежная сумма. Такая церемония означала переход прав пользования феодом (это германское слово первоначально означало «скот», т.е. движимое имущество). Надо сказать, что хоть формально собственником земли вассала был сеньор, с конца XII в. господствовало правило «каждый барон – суверен в своем баронстве»; иначе говоря, вассалы относились к своему феоду, как к собственности.

Высшую ступень в светской феодальной иерархии занимали князья, обладающие титулом – короли, герцоги, маркизы, графы, виконты. Титулы феодалов несут на себе отпечаток темных веков. Так, герцог (нем. Herzog, англ. duke, лат. dux – военный командующий крупной территориальной единицы) означал высшего военного вождя в догосударственной родоплеменной общине; маркиз, маркграф (фр. marquis, нем. Markgraf) – изначально правитель пограничной области (марки) королевства, располагающий полномочиями, большими, чем у графа (лат. comes, фр. сomte, англ count, нем. Graf) – ненаследственного чиновника, который в раннем средневековье был представителем королевской власти на периферии.
После 1000 года появляется также титул виконта, близкий к графскому. Первоначально, в государстве Каролингов, этот титул означал «заместитель графа» (лат. viсecomes – вице-граф).

Все эти феодалы были суверенами целых провинций, владельцами сотен деревень, способными приводить на войну несколько тысяч рыцарей. Ступенью ниже следуют знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не совсем ясен; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: baron — на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, sire, seigneur (винительный падеж от sire), — на востоке (baron обозначает мужа, мужчину; sire — вождь и господин). В Ломбардии (Северной Италии) их называют capitaines (командующий), в Испании — ricos hombres (богатые люди). В Германии говорят Неrr, что соответствует названию seigneur, в Англии — lord, на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также bannerets, потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли на копьё четырехугольное знамя (banner). Нужно отметить, что часто феодалы называли всех собственных прямых вассалов своими баронами, будь это даже графы и маркизы.

Еще ниже стоит вся масса «наследственных всадников» — рыцарей (фран-цузский chevalier, немецкий Ritter, английский knight, испанский caballero, латинский miles), владельцы одного поместья (манора). В Средние Века в понятие «рыцарь» вкладывалось совершенно определенное значение; причем с VIII по XII век данный термин претерпел ряд изменений: с VIII по XI век рыцарь – это любой воин, несущий воинскую (конную) службу своему сеньору; с XII века - это дворянин, получивший рыцарское воспитание и посвященный в ранг рыцаря в 21 год. Рыцарское воспитание включало в себя 7 добродетелей: верховую езду, фехтование, владение копьем, плавание, соколиную охоту, сложение стихов в честь дамы сердца, игру в шахматы. Практически каждый из рыцарей служит какому-нибудь крупному феодалу, от которого он по-лучает поместье; они сопровождают его в походах, что, однако не мешает им воевать и на свой риск. Известно латинское название miles unius scuti, что означает — «воин об одном щите», то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении других рыцарей.

На последней ступени лестницы стоят оруженосцы. Первоначально — простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем, или манором) и в XIII в. являются господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии — squire (испорченное фр. ecuyer — щитоносец), в Испании — infanzon (младший), во Франции – armiger (оруженосец). В XIII в. они будут составлять основную массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в ранг дворянина, будет гордиться титулом оруженосца. В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных, и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, кутюма) или homme de paste (то есть potestatis — подвластными людьми). Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий (мезальянс). Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина.
Здесь стоит упомянуть о пресловутом предлоге (не частице и не артикле!) «де» (также дез, ди, дю – в зависимости от языка, рода и падежа): этот предлог вовсе не указывал на дворянское происхождение, а лишь определял географически, из каких мест происходит данная персона.

Основной обязанностью вассала была, конечно, военная служба («против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых»): обязательство сопровождать сеньора в военных походах (ost) и в качестве эскорта в поездках (chevauchee). Вассал обычно следует за сеньором только в пределах известной области, часто очень небольшой и только в течение определенного срока (карантэна), утвержденного обычаем, — чаще всего 40 дней (как и срок службы крестоносца). Вассал также был обязан держать гарнизон в замке сеньора (estage).
В актах сеньоров, особенно в XIII в., часто указывается, что вассал обязан отдать свой замок в распоряжение сеньору по первому его требованию, «спокоен ли тот или разгневан, с большим войском или с малым». Сеньор может поставить в замок гарнизон, но обязан возвратить его (замок) в том виде, в каком получил, и не брать из него ничего другого, кроме соломы и сена.
Сеньор имеет право требовать от вассала помещения и пищи для себя и своей свиты или охотничьей команды; это есть право постоя, часто заменяемое определенным вознаграждением. В XIII в. это право строго урегулировано. Так, владелец Соммиера (в Гиени) обязан, в случае приезда своего сеньора, герцога Аквитанского, приготовить для него и десяти рыцарей обед, состоящий из свиного или коровьего мяса, капусты, жареных цыплят и горчицы; он должен сам прислуживать герцогу в брюках ярко-красного сукна, с золотыми шпорами. Другой вассал должен принимать шестерых из сопровождающих герцога егерей, давать им хлеба, вина, мяса и на другой день отвозить их в лес.

Сеньор имеет право требовать от своих вассалов денежной помощи для покрытия некоторых своих исключительных расходов. Во Франции в XIII веке такая помощь именовалась aide аих quatre cas (помощь в четырех случаях): выкуп сеньора, если он попал в плен, его отправление в крестовый поход, выход замуж дочери сеньора, посвящение в рыцари его сына. Денежную субсидию должны были платить благородные вассалы, но фактическими плательщиками были держатели их поместий, с которых дворянин в таких случаях брал повышенную плату.

Также существовала придворная обязанность помогать сеньору в затруднительных ситуациях советом. Обычно эта обязанность ограничивалась регулярные съезды всех вассалов на совет к своему сеньору; во Франции такие собрания происходили трижды в год: на Пасху, Троицу и Рождество. Часто могли иметь место внеочередные собрания по случаю войны, бракосочетания сеньора или его детей и т.д. Обязательно для вассала также было присутствовать на собрании «суда равных», которые обязан был устраивать сеньор по требованию любого из вассалов. Отказ в правосудии мог повлечь за собой отказ вассала от оммажа.

Приложение: оммаж

Оммаж, как принято считать, является клятвой верности вассала своему сеньору. Но это не совсем верно, ибо данный ритуал включал в себя взаимные обязательства, при невыполнении которых вассалитет мог быть расторгнут с сохранением у бывшего вассала его феода. Клятва верности же – это отдельная часть церемонии, хотя обе части были неразрывно связаны.

С XII века различают hommage liege (полный, классический оммаж) и hommage plain, который приносился стоя и при оружии и обязывал лишь к ограниченной военной службе.

Классический оммаж приносился следующим образом. Будущий вассал являлся к будущему сеньору безоружный, с непокрытой головой. Он становится на колени, вкладывает свои руки в руки сеньора и объявляет себя человеком сеньора. Он также должен заявить сеньору, за какой феод он становится его человеком; это объявление феода. Если феод состоит из нескольких доменов, он должен перечислить их все. Если есть сомнение относительно того, что содержит в себе феод, то он обязан допустить господина к проверке, которая состоит в осмотре на месте. Если он недобросовестно скроет часть феода, то лишается своего права.
Эти словесные формальности заменялись, особенно после XIII в., письменным актом, который назывался объявлением и перечислением феода. При получении в пользование феода вассал брал на себя ряд обязательств, описанных выше. Обязательства не проговаривались вслух, так как их перечень был известен и закреплен в кутюмах (законодательных актах) и обычаях).
Сеньор, в свою очередь, поднимает вассала с колен и целует его в уста. Далее, вассал приносит клятву верности сеньору: он обязуется не причинять ему вреда, не покушаться ни на его личность, ни на его имущество, ни на его честь, ни на его семейство; вассал обязуется поддерживать и обеспечивать феод: поддерживать — то есть заботиться, чтобы он не терял своей стоимости, не изменять его положения, не отчуждать от него частей (сокращать); обеспечивать — то есть быть всегда готовым признать право настоящего собственника (т.е. - сеньора) и защищать феод против посторонних лиц. Сеньор же «обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек - своему сеньору» (из «Кутюмов Бовези»). Сеньор не должен ни нападать на своего вассала или оскорблять его, ни соблазнять его жену или дочь.

В случае нарушения вассалом своих обязательств, он терял феод. Если же сеньор каким-то образом навредил своему вассалу, последний совершал «обряд» defi (уничтожение верности): обычно сеньору посылалась перчатка в знак разрыва отношений. Споры между вассалом и сеньором обычно решались судом, который состоял из баронов вассала.

Литература:

  • Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998
  • Черниловский З. М. Всеобщая история права и государства. М., 1996
  • Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о самом себе. М., 2000
  • Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460. М., 2000
  • Кин М. Рыцарство. М, 2000
  • Историки эпохи Каролингов. М., 2000

  • Если прочтение этого материала навело вас на мысли или вызвало вопросы,
    поделитесь этим в Форуме, Гостевой книге или напишите нам.
    TopList
    Используются технологии uCoz