На главную страницу

Форум

Гостевая книга

Фотогалерея

E-mail


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КАТАРОВ

Перевод главы о повседневной жизни катаров из книги Rene Nelli "La vie quotidienne des cathares du Languedoc au XIII siecle' Hachette" (Paris, 1969), выполненный специально для нашего сайта.
Автор перевода - Хэл.  

Назначение и церемония посвящения
Костюмы катаров - Повседневная жизнь
Исповедь и наказания - Жизнь в миру
Ремесла и торговля - Епископы и дьяконы катаров

   Назначение и церемония посвящения

Так же, как и в древнем манихействе, имеется большая разница между посвященными и простыми верующими, Катаризм не навязывал простым Верующим обеты и правила жизни Добрых Людей, или Совершенных, которые были духовными лидерами секты. Большинство Верующих не чувствовали в себя ни силы духа, ни желания вести жизнь аскета и знали, что их душе суждено возродиться в других телах, прежде чем спастись окончательно. Те же, кто демонстрировал твердое желание стать Добрым Человеком, делали свой свободный выбор и оканчивали череду перерождений, принимая consolamentum. Предоставляя свои поступки на Суд Божий, они должны были иметь какие-то заслуги, которые подтверждали серьезность намерений перед Собором. Поэтому абсолютно невозможно определить, что влияло на решение человека стать Совершенным.

Предназначение могло проявиться в любом возрасте, в зависимости от духовного состояния человека. Наставления, атмосфера святости, которую Совершенные создали вокруг себя, без сомнения способствовали этому. Многие женщины из благородных семей стали Совершенными, многие молодые сеньоры имели Совершенных в учителях и наставниках. Может быть члены катарской церкви, интуитивно выявляли тех своих сторонников, которые уже достигли необходимой степени подготовки.

Вступление в Орден катаров отмечалось получением Consolamentum. На окситанском, consoîament означает утешение. Именно «encouragement» (Прощение) Святой Дух, иначе Paraclet (Заступник) пришел к Апостолам в день Троицы, так как обещал Иисус Христос.
Это духовное крещение, которое отличают от крещения католического две главные особенности: принимающие крещение должны быть взрослыми людьми, поскольку это поступок обдуманный и с полной верой в душе (во многом этот обряд подобен первоначальному ритуалу христианского крещения), из участия в обряде исключены предметы – вода и церковные масла, потому что вещество - это творение Сатаны. В целом consolamentum противопоставляется водному крещению Иоанна (которого, конечно называют Крестителем, но Вы будете крещены Святым Духом) (Actes., i, 5).
Consolamentum «который был дан Святым Духом», делало Верующего элитой секты и давало ему(ей) власть освобождать в свою очередь Святой Дух наложением рук. Поэтому не следует смешивать Consoîament Совершенных и Consoîament mourants, хотя по составу церемонии они были примерно одинаковы. Последнее просто позволяло умереть в лучших духовных условиях чтобы получить от Бога прощение своих ошибок и спасение.

Послушник долго готовился (в течение года, а иногда и трех) к получению духовного крещения, соблюдая серьезный пост: он постился три раза в неделю (на хлебе и воде), и соблюдал неукоснительно три поста: на Рождество, Пасху и Троицу. Под наблюдением духовного наставника таким образом он привыкал к умерщвлению плоти: больше не есть мяса, всегда поступать по справедливости, всегда говорить правду, оставаться твердым духом, смело встречать посланные судьбой испытания.

Осмысление и толкование Евангелия от Иоанна также было необходимой частью послушничества. Все вместе это давало подготовку необходимую для того воздержания, которое Посвященный впоследствии должен будет соблюдать всю оставшуюся жизнь.

(Далее по тексту автор приводит описание обряда "Consolamentum",
основываясь на материалах Лионских рукописей.
Вы можете познакомиться с описанием этого обряда
здесь).

Костюмы катаров

С 1209 г., и может быть до окончания 1230 г., Совершенные носили длинные волосы и бороду.

Своих пастырей катары называли «vaudois». Это имя относилось исключительно к Совершенным, а Верующие назывались просто «добрые христиане», «Добрые Люди», «Друзья Бога». Совершенных, кроме указанного имени, называли также «Добрый человек» либо «Добрая женщина».

«Добрые люди» были одеты во все черное и носили войлочные шапки конусообразной или круглой формы, в обеих случая – без полей. Женщины-Совершенные также одевались в черное, своим внешним видом они были похожи на обычных женщин, если не считать того, что они всегда укрывали под покрывалом волосы. Говорят, что Совершенные подпоясывались чуть выше талии прямо по голому телу, тонкой льняной веревкой, которая символизировала посвящение в сан, но это утверждение сомнительно. На груди, в кожаном футляре, носили Евангелие от Иоанна; иногда также на поясе был личный котелок для еды, так как они не желали использовать посуду, в которой раньше могли готовить пищу на животном жире.

Они всегда ходили попарно, удерживая друг друга от соблазнов и помогая в жизни. Есть несколько записей, позволяющих предположить что Совершенный и его спутник были соединены вместе чем-то вроде договора. Если такой договор и существовал, то он наверняка не включал ни обмена кровью (кровь считалась принадлежностью Сатаны), ни клятвы на Евангелии (клятвы запрещались). В подобнном договоре особой надобности не было, даже если он имел своей целью разрушить связь спутников: они часто арестовывались в один и тот же день, были осуждены и сожжены вместе.

Когда началось преследование катаров, они стали одеваться как обычные люди, но преимущественно в темно-синие одежды; они брили щеки, короче стригли волосы, чтобы не выделяться. Они часто носили (ближе к 1300 г.) плащ-мантель с капюшоном, который, впрочем, был в моде в эту эпоху, а катарам помогал скрыть синюю тунику, которую носили чаще всего (хотя не возбранялась и другая одежда, например, блио) и по мере надобности - лицо. Они избегали путешествовать вдвоем в открытую, и встречались только по вечерам, в домах верных им людей.

Повседневная жизнь.

Совершенные, мужчины и женщины, в принципе останавливались в общинах, где жили под духовным покровительством епископов, дьяконов, а также Старших, но по возрасту, а не по приказанию от вышестоящих лиц; там было достаточно легко соблюдать общие обряды и предаваться благочестивым размышлениям. Совершенные, мужчины и женщины, тоже имели обязанности. Они должны были читать Pater утром, вставая и вечером ложась спать, перед едой и перед любым опасным или имеющим важное значение деянием, например, прежде чем вступить на мост — в Средние века мосты бывали переполнены народом, а часто и без ограждений, и представляли некоторую опасность для жизни — или прежде чем подниматься на корабль. Молитвы произносились в начале, на протяжении и по окончанию действия. В течение ночи они должны были встать для молитвы в среднем 6 раз.

В то время, когда они укрепляли разум молитвой, они добровольно утруждали тела — творение Зла – кровопусканием и суровыми постами. Они происходили три раза в году: на Рождество, Пасху и Троицу, во время которых они постились от трех до семи недель, на хлебе и воде, на первой и последней неделях пост был полным (голодание). За прогрешения совешенные ими, накладывались дополнительные дни и недели поста. Есть пример Совершенных, которые пили только теплый отвар от лесных орехов. Однако, когда они занимались тяжелыми работами, либо проповедование требовало значительных физических усилий, разрешалось принимать более существенную пищу.
В обычное время Совершенные ели пресный хлеб, орехи, овощи, фрукты, рыбу, пили вино, очень сильно разбавленное водой. Когда они останавливались у Верующих, они не пренебрегали горячей едой, лишь бы она отвечала Канону.

Совершенные постоянно контролировали свои жесты слова и поступки. Когда надо было высказать свое мнение по какому-либо предмету, они тщательно и долго обдумывали, подбирая слова, стараясь сказать так, чтобы в их речи не было неясных и двусмысленных мест, чтобы не исказить нечаянно правду, или солгать недоговоренностью и таких фраз, как: «это возможно», «вероятно», «по воле Божьей», «с Божьей помощью»! Эти выражения в Средние века в разговорах употреблялись постоянно. Точно так же им следовало никогда не лгать и не гневаться. Клятва была абсолютно запрещена.

Совершенные, мужчины и женщины, соблюдали абсолютное воздержание. Совершенным, жившим в «Домах» из которых они выходили редко, может быть было менее сложно выполнять Каноны, чем тем, которые постоянно были в обществе; они заботились о больных в госпиталях, и не занимались наставлением верующих и обрядом «утешения». Но путешествующим Добрым людям, приходилось много общаться с женщинами. В этом случаен они неизменно соблюдали правила - не прикасаться к женской одежде и никогда не садиться на то же сиденье, что и женщина.

Так же при проведении Consolamentum для умирающего, когда они возлагали руки, они не касались головы больного. И нам кажется, что «поцелуй мира» давался женщинам, с которыми затем обнимались с помощью Книги (Евангелия), которую целовал Наставник. Во времена распространения катаризма, моральные недостатки у Совершенных были редкостью, и фактически их не существовало. Возможно среди них начинал распространяться гомосексуализм: но этот вопрос не затронут ни в каких источниках.

Некоторые Совершенные не считали грехопадением гетеросексуальные связи. С началом преследований, возросли вероятности уступить дьявольским желаниям: один солгал из трусости, другой поклялся, чтобы избежать костра. Главным образом, им стало гораздо труднее избегать общества женщин.
Один из последних Совершенных, Белибаст, держал у себя служанку. Хотя, как рассказывает Жильметта Мари, сеньоры, ставшие «Добрыми Людьми», иногда живут с женами, у них нет абсолютно никаких соприкосновений с ними. Они могут только прикасаться к ним рукой, за каждое прикосновение они не едят и не пьют по 3 дня и 3 ночей. Та, которая жила с Монсеньором (Белибаст) готовила себе отдельную еду и отдельную постель, а соседи считали, что они были мужем и женой. Монсеньор по четвергам и воскресеньям покупал мясо, которое он приносил домой. Так как приходилось касаться мяса руками, он трижды мыл их прежде чем что-то есть или пить. В прочие дни, эта женщина ела то же, что готовила ему. Когда катары ночевали в доме, в городе, где они постоянно жили, они ложились спать в двух постелях, на большом расстоянии друг от друга. Но когда они путешествовали, они останавливались в гостиницах как супруги. Они ложились спать в одной постели, но полностью одетые так, чтобы не соприкасаться друг с другом волосами.

Все эти действия, естественно, были необходимы, так как речь шла о том чтобы обмануть инквизиторов. Даже сам факт того, что они ложились в одной постели мог быть испытанием и для мужчины, и для женщины, так как Бегинки святого Франсуа думали, что это героическое испытание святости. Но также и полное опасностей. Это всегда плохо заканчивалось. Дочь, случайно войдя днем в комнату Белибаста, застала его со своей сожительницей... Надо остерегаться, впрочем, судить о Совершенных на основании поступков Белибаста: такое отношение к материальному и псевдо-браки, которые процветали под предлогом обмана инквизиции, были не так уж и часты.

Совершенным необходимо было решать множество дилемм, одни мелкие, другие более серьезные. Если они находили на дороге деньги или, потерянную вещь, должны ли были они оставить ее на месте или унести с собой и искать владельца? Или передать служителям закона? В любом случае, они не должны были приспосабливаться к ситуации. Если онислучайно находили зайца в силках, они считали своим долгом отпустить его, но, в результате они причиняли ущерб охотнику... В этом случае, хотя Ритуалы ни к чему не обязывают, они отпускали зайца и оставляли на его месте монетку.

Если на Совершенных нападал опасный преступник, они могли защищаться; могли также убить змею или волка. Хотя даже в то время, когда катаризм процветал, Совершенный вряд ли без сомнения мог выполнить подобное, так как убийство зверя «имеющего кровь», было равнозначно убийству человека. Но если вор нападал на него? Учение гласило, что убийство для защиты тоже серьезный грех, что убивать - зло. Убийство было запрещено во всех видах, и для него не имелось смягчающих обстоятельств.
В общем, Совершенные старались повернуть дело так, чтобы в случае защиты не доводить дело до убийства.

Исповедь и наказания.

Когда один Совершенный совершал небольшое нарушение Канона, он сам себе назначал наказание, читая определенное число раз Pater, делая несколько кровопусканий и постясь несколько дней. Грехи, совершенные против телесной оболочки были меньшей ошибкой с тяжелыми последствиями (так как дух «свободен»). Но грехи смертельные, совершаемые против Духа, живущего в земном теле прощались с большим трудом.

Каждый месяц Совершенный помогал в проведении Servicium, обряд, похожий на всеобщую публичную исповедь.. Эта исповедь отпускающая грехи, проходила в присутствии Févêque или дьякона; и дьякон назначал наказания, одни и те же для всех, которые состояли, например, в сотне кровопусканий, или тридцать раз прочитать Pater. Но когда речь о заходила о грехах совершенных против Духа, а не только против Канона, дьякон выслушивал Совершенного отдельно, или мог потребовать, чтобы он покаялся перед собранием Совершенных и Верующих, так как это могло и должно было помочь в Servicium —исповеди своих личных грехов. Назначенные наказания обычно были очень долгими и строгими.

Итак, у катаров была твердо установленная иерархия, епископы и дьяконы во главе диоцезов и общин. Известно, что плотские грехи и более серьезные прегрешения приводили Совершенного к утрате духовного освобождения Consolamentum: он должен был вновь пройти послушничество, взять на себя очень тяжелые наказания и ждать, чтобы собрание Верующих разрешило ему вновь принять Consolamentum. Если был совершен неискупаемый грех, то его заставляли ожидать Consolamentum до наступления смерти, однако это прошение никогда не отклоняли. В этом случае, он получал только Consolamentum mourants.

Случай с Белибастом, который после первого грехопадения прошел reconsoler с помощью своего друга, Раймона Кастельно, - исключение из правил. Двое Совершенных пошли вразрез с Каноном и превысили свои права. С 1300 г., Совершенный, совершивший «грех против Духа» был обязан признаться в грехе архидьякону, Раймону Изарну, который жил на Сицилии. В Лангедоке к 1300 году архидъяконов просто не осталось и предполагалось, что Раймон Изарн заменяет их всех, поэтому согрешивший должен был предпринять длительное путешествие для отпущения грехов. Обязанность совершить такую длинную и дорогостоящую поездку, уже создавала трудности в повторном Consolamentum, и из-за налагаемых наказаний она становилась еще более длинной и очень тяжелой.

Во времена преследования катаров грех доноса в среде катаров рассматривался как самый непростительный хотя и считался плотским. Выдача Совершенного инквизиции, если это было сделано таким же Совершенным, было равносильно смертельному греху против Духа, искупление которого: добровольное отречение от Церкви и отказ от спасения духа (для простых Верующих, это преступление было не так серьезно, так как, будучи не полностью «свободны», они не совершали грехи против Духа.) Донос, сделанный Совершенным не прощался Церковью, для него больше не существовало дороги к Богу. Конечно, были Совершенные, которые отреклись от катаризма: Гийом Сольер, например, который участвовал в первом допросе еретиков инквизиторами, устроенном легатами; были и несколько других, не таких известных. Но необходимо отметить, что они возвращались в католицизм свободно, а не под угрозой костра. И католики не считали такое возвращение обычным явлением... Это обращение, впрочем, была не очень многочисленной. В основном, Совершенные остались непоколебимыми в вере, выказывая твердость в своих убеждениях и большое мужество перед кострами. Большая часть их стала блаженными и святыми.

Жизнь в миру.

Земная жизнь значила для Совершенных почти столько же, сколько и жизнь мистическая: она состояла главным образом в проповедовании и в проведении церемонии утешения. Итак, они могли свободно отдыхать, они соблюдали все воскресенья, дни праздников Рождества, Пасхи и Троицы, а также дни, отмеченные в Евангелии. На диспутах, на которых вальденсы часто противостояли катарам, а катары - католикам, они поддерживали своих ораторов.
Когда движение катаров стало тайным, собрания с предосторожностью организовывались в домах друзей, в сараях, в лесах, в полях. В 1303 г., Жак Отьер по ночам проповедовал в Тулузе в церкви Братства Святого Креста, где они собрались, под прикрытием объедения с ортодоксальным орденом, Бегинками святого Франсуа, смелых реформаторов и катаров.

В домах, в которых встречались катары и куда всегда собиралась аудитория верующих сельских жителей, проводились короткие семейные проповеди; Белибаст посвятил однажды такую проповедь торговле индульгенциями: «Вот клирик, который нашел Папу (созвучно слову «бумага»); за десять или двадцать ливров, он получает большой указ, подкрепленный печатью, в соответствии с которым всякий кто даст ему денье или обол, получит на сто сорок дней отпущение грехов. Он идет к людям со своим указом, обманывая людей... Поскольку если бы это отпущение действительно существовало бы, и если бы дни были маленькими камешками, человек который имеет десять денье и дает обол за оболом этому клирику, имел бы больше отпущения, чем могло бы уместиться в огромном мешке... » И тогда смеясь над индульгенцией, он добавляет: «Все для Бога, все для Бога, дайте мне обол и я дам тысячи отпущений!» проповедь закончена, один из Верующих говорит ему, поднимая свой капюшон: «Храни Вас Бог, монсеньор!» Он отвечает: «Бог с тобой, добрый человек! » (Ж. Дювернуа.)

К 1230-1240 гг., женщин-Совершенных в среде катаров было почти так же много как и мужчин. Они имели те же права, за исключением того, что они не могли стать ни епископом, ни дьяконом. Но у них был сан, эквивалентный католическому приору, если они руководили общиной.
Живя в монастырях, посвятив себя миру и милосердию, они избежали всех катастроф эпохи. Но начиная с 1250 г., они были намного более несчастны чем мужчины. Дювернуа упоминает о печальной судьбе сестры Арно де Мотэ, которая укрылась вместе со своими подругами, в подземном убежище, около Ланты, и умерла от холода и чрезмерных лишений в 1234 г. Много других женщин были осуждены на костер. В конце XIII века их уже почти не осталось...

Ремесла и торговля.

Вопреки тому что думали те, кто хотел бы показать, что пастыри вели созерцательную жизнь, катары работали чтобы жить; они не хотели быть обузой. В домах еретиков, много было тех, кто был ткачами. Другие занимались плетением корзин. Некоторые изготовляли сандалии, ботинки или перчатки. Некоторые Совершенные были врачами. Впрочем, почти все Совершенные могли оказать первую помощь больному или раненому. Но главным образом они занимались торговлей которая позволяла посещать рынки,на которых можно было проповедовать: они продавали галантерею, кожу, иглы для шитья, короче, те товары и изделия которые, легко можно сбыть на ярмарках. Между 1280 и 1350 гг., Совершенные стали заниматься по очереди самыми разными профессиями - от крестьянской работы до ремесла портного или менялы. Они собирали средства для Церкви и, со скрупулезной точностью вели счет вкладам, которые передавались Пьеру Моури, катару, укрывшемуся в Испании, который управлял казной секты или скорее Церкви: в ней было больше пятнадцати тысяч золотых монет, что в те времена представляло огромную сумму... Он поручил казну своему сыну, который переправил ее в Сицилию или Ломбардию. Он не взял оттуда ни франка, и умер в нищете и в изгнании.

Епископы и дьяконы катаров

С 1250 по 1300 гг. большая часть епископов и дьяконов эмигрировала в Ломбардию и другие места, в Лангедоке осталось только несколько Совершенных, которым было дано поручение давать Consolamentum умирающим. Таким образом почти не давалось обычное Consolamenta (которое, в принципе единственное давало возможность стать епископом и дьяконом). В их отсутствие, Совершенные старались «спасать души» с восхитительной самоотверженностью. Но не было другой возможности стать епископами или дьяконами, кроме как отправиться в Ломбардию и получить утешение из рук Иерарха в изгнании.
Эти епископы, зачастую благородного происхождения, вели в Окситании — до 1240 г.— точно такую же жизнь, как и прочие Совершенные, на которых они имели духовное влияние. Вне всяких сомнений и то, что они несли также административные и политические заботы. Также у них были и более специфические заботы. Епископы давали Консоламентум, посещали собрания в диоцезах; много беседовали, главным образом возглавляли церемонии Servicium или Apparelhamentum, и назначали наказания. Их преимущество было абсолютно условным, содержало только возросшие обязанности по сравнению с обычным Совершенным.

Каждый епископ имел помощников и заместителей - Старшего Сына и Младшего Сына, который был посвящен недавно. Помощники выполняли при епископе роли коадьюторов и дьяконов. В Окситании было пять катарских диоцезов: Тулуза, Каркассон, Альби, Ажен (Эжен?) и епископство Разес (созданное только в 1226 г., на Соборе в Пьюсси). Епископы избирались Совершенными. Это происходило в несколько действий. После смерти епископа, Старший Сын становился епископом, Младший - Старшим, и ассамблея последователей учения избирала нового Младшего Сына. Но кажется что этот способ выборов, не был в большом почете в Окситании.

Катары никогда не имели папы. Может быть, принимая во внимание связи которые существовали между церквями Венгрии (в Далмации и Круатье?) и церквями Ломбардии и Лангедока, они признавали епископа Венгрии как своего духовного руководителя.


  
   Источник: Rene Nelli, "La vie quotidienne des cathares du Languedoc au XIII siecle' Hachette", Paris?, 1969 (глава 2, часть 1, стр. 37-56).
  

Если прочтение этого материала навело вас на мысли или вызвало вопросы,
поделитесь этим в Форуме, Гостевой книге или напишите нам.
TopList
Используются технологии uCoz